Как многоводная река начинается из маленького истока, родничка, так и история средней школы №20 берет свое начало в далеком 1936 году, с момента возникновения маленького поселка строителей ГЭС на реке Сочинке, в живописном местечке под названием Пластунские ворота, в восьми километрах от города. В том же году в поселке была построена начальная двухкомплектная школа. Растет поселок, а вместе с ним и школа. Из начальной она была преобразована в семилетнюю, а затем в среднюю общеобразовательную школу.
Проходят годы, десятилетия, меняется не только количественный, но и национальный состав учащихся и учителей. Была она русской, грузинской, русско-армянской и стала снова русской. Многонациональный коллектив учащихся и учителей стал толчком к созданию программы «Национальная школа».
Традиционно одной из сильных сторон деятельности педколлектива школы является работа с опорой на национальные обычаи, традиции, народную педагогику. Большое внимание уделяется воспитанию уважению человеческого достоинства, дружбы и поддержки. В школе с 2000 года разработана и успешно реализуется программа «Национально-региональный компонент в условиях многонациональной школы». Цель данной программы — создание условий для развития национального образования посредством приобщения развивающейся личности к этнокультурным традициям, духовным ценностям своего народа.
Доброй традицией стало в нашей школе проведение фестивалей русской, армянской и грузинской культур, праздника «Мы — россияне», в котором участвуют дети разных национальностей. Они не только участвуют, но и проникаются духом того народа, культуру которого они представляют. Вследствие этого благоприятен микроклимат и среди родителей.
Посещая все культурные мероприятия, проводимые в школе, они учатся жить в мире, согласии и дружбе, уважая при этом друг друга, а школа становится главным культурным центром, собирает лучшие национальные традиции, формирует новую многонациональную духовную культуру местного сообщества.
Интеграция культур обусловлена рядом проблем, важнейшая из которых — проблема сохранения самобытности, уникальности, неповторимости собственной культуры, которая начинается с нравственного воспитания, с любви к своему народу, со знакомства с вкладом их народов в сокровищницу мировой культуры, а также овладения культурными ценностями других народов.
Школа — активный участник международных конференций. В 2002 году школа стала дипломантом Всероссийского конкурса работников образования «Урок толерантности» в номинации «Работа общеобразовательных учреждений в реализации проекта».
В 2005 году школа начала работу над новым проектом, являющимся составной частью программы «Национальная школа» — «Центр толерантности и этнокультурного воспитания — новый шаг в открытую воспитательную систему».
В результате был создан ряд микрослужб (юридической поддержки, семейно-консультационной, психолого-педагогической, родительский союз) и клуб «Земляне», в который входят различные кружки, способствующие взаимопроникновению национальных культур и воспитанию толерантной этнокультурной личности ребенка.
Проект участвовал в краевом конкурсе социально значимых проектов, где заслужил особую благодарность Департамента образования Краснодарского края в адрес мэра города с просьбой об оказании поддержки в дальнейшей разработке данной темы.
Работа по проекту «Национальная школа» продолжается и сегодня.
Какой быть школе сегодня? Задумываясь над этим невольно вспоминаешь слова Яна Амоса Каменского, звучащие как девиз: «Учить всех всему». Эта мысль великого педагога является самой главной при формировании школы нового типа.
МОБУ СОШ № 20 является центром культурной и спортивной жизни для молодежи, т.к. пространство микрорайона характеризуется отсутствием домов культуры, театров, кинотеатров, оборудованного спортивного городка.
В школе функционирует библиотека, современный оборудованный читальный зал, актовый зал, 2 полностью оснащенных спортивных зала, компьютерный зал, заново построенная современная столовая на 200 посадочных мест, проводится работа по компьютеризации библиотечного фонда.
Школа – центр культурной жизни микрорайона, Общественный социальный центр по работе с детьми и общественностью микрорайона «КСМ». Мы работаем в тесном контакте с ТОС микрорайона «КСМ», общественностью, национальными общинами, что дает возможность использовать национальный компонент, как средство позитивного влияния на социокультурную жизнь микрорайона.
Сложившаяся в современном обществе экономическая ситуация ставит перед школой совершенно новые задачи. Система образования сегодня является институтом развития экономики, институтом социализации молодого человека, его воспитания и адаптации к требованиям времени.