Педагогический совет.
Хороший учитель работает не по учебнику. А как?
Современному учителю очень легко работать. Такое огромное количество материала для урока! Интернет-ресурсы, методические разработки, пособия, даже уже готовые разрезные карточки. Сколько информации учитель получает на семинарах, на встречах с представителями издательств? А какое разнообразие среди УМК? Как же в этом «клондайке» не потеряться?
А нужно ли столько всего хорошему учителю? И что нужно, чтобы быть хорошим учителем? Вопрос сложный. И каждый ответит на него по-своему. Я считаю, что хороший учитель – это тот учитель, который может построить интересный и полезный урок на основе любого материала. Будет у него великое множество заданий, конспектов, брошюр, презентаций – он выберет самое подходящее для определенного урока; будет только несколько предложений – он сможет организовать продуктивную работу. Ведь хороший учитель знает, чему он хочет научить и как это правильно сделать.
Например, в рамках изучения раздела морфологии в 6 классе можно начать с повторения изученного в 5 классе и раздать карточки (или вывести на экран) со словами разных частей речи, чтобы учащиеся распределили их в соответствующие группы. В качестве следующего задания можно предложить соотнести слова с грамматическими признаками из разных колонок , чтобы восстановить морфологические характеристики частей речи (карточки/экран). Потом организовать работу в парах: составить как можно больше словосочетаний с приведенными словами и определить смысловые и грамматические отношения между самостоятельными частями речи и определить функцию служебных. Затем, закрепляя знания об основных способах словообразования, выполнить задание на образование разных частей речей от исходного слова, указывая словообразующие и формообразующие морфемы (можно распределить задание по группам). Для разминки можно использовать текст звучащей песни или стихотворения, из которого ребята должны хлопками/топаньем/поднятием руки определять 2-3 части речи… закончить урок можно составлением предложений с использованными на уроке словами и определить их синтаксическую функцию. А можно наоборот – работать весь урок с несколькими предложениями, выписывая из них словосочетания, перестраивая таким образом, чтобы части речи меня свою форму и синтаксическую функцию.
Каково же место учебника в работе учителя? Я думаю, что полностью его исключать не нужно. По крайней мере, ученикам он пригодится для повторения правил, также по учебнику можно задать домашнее задание.