Педагогический совет
«Как можно, а как нельзя мотивировать ребенка в образовательном процессе»
Актуальность и необходимость данной темы была выбрана двумя условиями:
— модернизацией школьного образования, современными требованиями в условиях реализации ФГОС;
— проблемой потери интереса к школьным урокам, к обучению в целом.
Мотивация к учебной деятельности – основной этап, присущий всем типам уроков. Формирование мотивации является, на данный момент, одной из главных проблем современного образования. Обучение – важная и необходимая составляющая в жизни каждого человека. Согласно стандартам обучения, учителю необходимо сформировать такой подход к обучению, что каждому учащемуся было интересно находиться на уроке, а не идти потому что «надо». Но проблема состоит в том, что не каждый ребенок желает учиться, не каждому с легкостью дается учеба и понимание предметного материала. Для этого и необходимо мотивировать детей к обучению. От того, насколько правильно выбрана мотивация, зависит целеустремленность ребенка и его успехи и достижения. Конечно же, без роли учителя в данном процессе никуда, веди именно учитель дает наибольшую мотивацию к учению.
Мы живем во время всевозможных современных технологий. Дети регулярно «зависают» в смартфонах, планшетах и компьютере. Так может начинать мотивацию именно с этого? На просторах сети Интернет сейчас множество сайтов и разделов для обучения математики. В своей работе я выбрала портал «Учи.Ру». Зарегистрировав всех учащихся своих классов на данном портале, было видно, как им интересно работать в красочном и понятном профиле. Даже дети, которые учатся не очень хорошо, практически сразу стали понимать темы, которые были не такими яркими на уроках математики. За прошедший год у многих детей произошли большие успехи в обучении, им стало интересно «А что же будет дальше?». Диапазон использования современных технологий огромен: начиная от тестирования, заканчивая научно – исследовательскими проектами. Компьютер в современном мире является средством повышения качества обучения. Таким образом, я сделала вывод, что современные технологии являются одним из сильнейших стимулов в обучении.
Так же нельзя забывать и про обычные уроки, на которых учителю отведена важнейшая часть. Как мы все прекрасно знаем, необходимо завлекать и удивлять детей уроком. Но как же это сделать? В первую очередь должен присутствовать дух соревнований, для этого надо регулярно проводить внеклассные мероприятия, такие как «Брейн – ринг», «Математическая игра», конкурс кроссвордов и т. д. Во – первых, это сплочает учащихся класса. Во – вторых, они познают дух победы и стремятся к этому чувству с усиленным старанием. В – третьих, этот вид уроков и внеурочной деятельности дает стремление к дальнейшему изучению математики, стимулирует к желанию познать новое и интересное.
Конечно, нельзя забывать и про индивидуальные особенности учащихся. Кто – то хватает новые знания «на лету», а кому – то необходимо еще хотя бы раз послушать. Именно для этого и существуют разноуровневые задания в каждом учебнике.
Также необходимо помнить и о проектной деятельности в школе. Актуальность данного метода обучения обусловлена формированием у школьника навыком и приемов получения знаний самостоятельно. Это очень важная часть изучения любого предмета, ведь во время «творения» проекта учащийся боле углубленно изучает отрасль предмета. А как известно, знания, полученные самостоятельно, остаются в памяти надолго.
А теперь надо перейти к тому, как нельзя мотивировать учащихся на уроке. В первую очередь это, конечно же, выставление плохих отметок. Ведь у учащегося не будет желания изучать предмет, по которому у него одни неудачи. Ведь согласно технологии проблемного обучения, учителю необходимо активно взаимодействовать с проблемой ученика, помочь ему разрешить проблему непонимания, подвести его к способам разрешения проблемной ситуации.
На своих уроках я использую принцип личностно – ориентированного подхода к обучению. Он помогает поддерживать интерес учащихся к предмету, ведь в данном подходе учащийся – главное звено образовательного процесса. В данном случае учитель является не «источником информации», а помощником в развитии личности ребенка, что является одной из главных целей в развитии образования.